ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ И РЕДУКТОРОВ ВЕРТОЛЕТОВ. НА РАЗЖИЖЕННОМ МАСЛЕ
При эксплуатации двигателя на разжиженном масле особое внимание должно быть обращено на включение муфты сцепления трансмиссии, которое должно производиться при определенной температуре масла на входе в двигатель, обусловленной степенью разжижения масла бензином. Двигатель прогревают при отключенной трансмиссии на оборотах прогрева, указанных в инструкции по эксплуатации (например, для АШ-82В 1000—1100 об/мин), до температуры головок цилиндров не менее 40° С. Заканчивают прогрев тогда, когда температура масла на входе в двигатель будет соответствовать значению, установленному инструкцией по эксплуатации. Например, для двигателя АШ-82В эта температура при содержании бензина в масле до 10% должна быть 30° С, до 18% — 15°С и до 18—20% — 0° С.
При этих температурах время включения муфты должно находиться в установленных техническими условиями пределах (например, для АШ-82В от 17 до 60 се/с)„Если это время превышает установленные нормы, то нужно регулировкой жиклера переменного сечения увеличить (подачу масла во фрикционную муфту и тем самым сократить время ее включения. Не следует прогревать двигатель выше указанных температур масла, так как это понизит вязкость масла и приведет к чрезмерному увеличению времени включения трансмиссии.
Прогрев двигателя после включения трансмиссии производится так же, как и в летних условиях.
Если масло’ в маслосистеме разжижено более чем на 10% (например, на АШ-82В, Ми-4), то перед опробованием двигателя на режимах требуется произвести так называемое выпаривание бензина из масла.
Выпариванием называется работа двигателя с включенной трансмиссией, при закрытых заслонках на входе воздуха в вентилятор, на режиме 0,65—0,5 номинального и при температуре масла на входе 40—50° С. Проводится выпаривание для уменьшения процентного содержания бензина в масле. При высоком (более 10%) содержании бензина вследствие излишне низкой вязкости масла работа на повышенных режимах может сопровождаться недостаточным давлением масла в главной маги —
етрали двигателя, а следовательно, и неудовлетворительной подачей масла к деталям для их смазки.
На двигателях АШ-82В выпаривание проводится до тех пор, пока при температуре головок цилиндров 200—220° С и температуре масла на входе в двигатель 40—50° С давление масла полностью не восстановится до нормы.
После выпаривания разрешается проводить дальнейшее опробование двигателя на всех режимах без ограничения.
В полете происходит естественное испарение бензина из масла. Время полного испарения бензина з’ависит от типа двигателя и конструкции маслосистемы вертолета. Установлено, что для вертолетов Ми-4 это время составляет примерно 1 час 30 мин.
Если продолжительность полета недостаточна для полного испарения бензина, при последующем разжижении это учитывается: норму подачи бензина в масло уменьшают соответственно проценту бензина, оставшемуся от предыдущего разжижения.
Как уже указывалось, на разжиженном бензином масле в зимнее время работают не только двигатели, но и редукторы трансмиссии, в маслосистемах которых применяется масло МС-20 или МК-22. Поскольку температура редуктора и масла в его системе на земле и в полете значительно меньше температуры двигателя, то практически выпаривания бензина из маслосистемы редуктора не происходит и процент содержания бензина длительное время сохраняется таким, каким был при проведении разжижения.
В целях обеспечения постоянного процента разжижения масла в маслосистеме редуктора инструкциями предусмотрена периодическая проверка содержания бензина в масле (на вертолетах Ми-4 через каждые 10—15 час) по удельному весу разжиженного масла. Для проверки разжиженное и нагретое до 20° С масло из маслосистемы редуктора сливается (1—2 л) в специальную чистую посуду. В масло погружают на 5—6 мин ареометр и определяют удельный вес масла.
По измеренному удельному весу разжиженного масла (при 20°С), пользуясь специальной таблицей, приведенной ниже, определяют процент содержания бензина в масле.
При необходимости производится дополнительное раз-» жижение масла в редукторе, которое осуществляется добавлением нужного количества бензина в масло через за-
Удельный вес при 20°С |
% бензина в масле (объемный) |
Удельный вес при 20°С |
°’о бензина в масле (объемный) |
||
МК-22 с бензином |
MC-20 с бензином |
МК-22 с бензином |
МС-20 с бензином |
||
0,894 |
0,879 |
4 |
0,877 |
0,861 |
16 |
0,890 |
0,876 |
6 |
0,875 |
0,861 |
18 |
0,887 |
0,873 |
8 |
0,870 |
0,858 |
20 |
0,883 |
0,871 |
10 |
0,868 |
0,856 |
22 |
0,881 |
0,868 |
12 |
0,865 |
0,853 |
24 |
0,879 |
0,866 |
14 |
0,862 |
0,851 |
26 |
правочную горловину бака. После этого для лучшего перемешивания бензина с маслом несущий винт проворачивается за лопасти на два—три оборота, затем редуктор опрессовывается при помощи ручного насоса.